Seven Stars Astrology: Анахронизм эллинистического «ущерба»: о чем не упомянул астрологический подкаст
Введение
6 месяцев назад, когда Солнце находилось в оппозиции к своему положению сейчас, я опубликовал статью об историческом развитии астрологической концепции «ущерба». Она была длинной и пыталась всесторонне осветить различные вопросы, связанные с историей «ущерба» и мнимыми реконструкциями. Соответственно, теперь я представляю ее более конкретный и современный аналог.
Подходящее новолуние
Днем 20 июля 2020, в день новолуния в оппозиции к Сатурну, со мной связался Крис Бреннан, который хотел, чтобы я обсудил в его подкасте некоторые доказательства, которые я якобы упустил, которые могут поставить под сомнение мою версию. Я напомнил ему, что не занимаюсь подкастами, что он хорошо знал из прошлых запросов.
В конце концов, он прислал мне PDF-файл с предполагаемыми доказательствами. Я обнаружил, что все это соответствует описанному в моей статье. Фактически, одно важное новое открытие, отрывок от Анубио, о котором я раньше не знал, оказал очень сильную дополнительную поддержку описанному в исходной статье, о том, что Гефастион создал понятие планетарного повреждения, связанного с «ущербом», исказив отрывок из Доротея.
К сожалению, Крис в своем подкасте исказил это свидетельство как как-то отрицающее объяснение происхождения «ущерба» в моей статье и поддерживающее его реконструкцию эллинистического «ущерба».
Исходная статья пользуется более сильной поддержкой, чем когда-либо
Я по-прежнему придерживаюсь основных аргументов этой статьи и изложенного в ней объяснения происхождения «ущерба». Дополнительные свидетельства и продолжающееся продвижение очевидных заблуждений относительно развития «ущерба» сильно подкрепляют ряд первоначальных аргументов, как об «ущербе», так и о пагубном влиянии эго и реконструкций на наше понимание исторической астрологической практики.
Поскольку исходный документ был объемным, а его аргументы были недавно искажены, а его доказательства были опущены, существует острая необходимость в кратком и обновленном резюме основных вопросов и относящихся к делу фактов.
Нетерпеливы? Не хватает времени? Вы можете сразу перейти к краткому изложению этих аргументов, щелкнув здесь.
Астрологический подкаст, эпизод 264
Недавно в 264 эпизоде астрологического подкаста была упомянута моя статья о развитии «ущерба». Упоминание было сделано в контексте дискуссии Криса Бреннана и Бена Дайкса о происхождении, значении и использовании «ущерба». Я обычно с нетерпением жду взглядов обоих этих людей и высоко ценю их вклад в астрологию. Однако важные факты и доказательства, имеющие решающее значение для понимания природы и датировки развития «ущерба», были опущены, а представление спорных вопросов Бреннаном было односторонним и вводящим в заблуждение.
Обычно это показательно, когда кто-то отмечает наличие двух позиций, упоминает, что кто-то защищает противоположную позицию, а затем не представляет ни одного из ключевых аргументов противоположной позиции. Можете называть меня старомодным, но, на мой взгляд, это хороший тон - представлять контраргументы и бороться с ними, даже если противная сторона не хочет появляться в вашем ток-шоу. Простое заявление о том, что собственная односторонняя презентация «не оставляет сомнений», в то время как опускание всех аргументов другой стороны - верный признак того, что кому-то есть что скрывать.
О том, как меня представили как фундаменталиста
Прежде чем перейти к вопросу, я хочу кое-что прояснить. Крис неверно изложил мою позицию в подкасте. Он сказал: «Он утверждает, что эта концепция не существовала в более ранней эллинистической традиции и, следовательно, не является действительной концепцией в астрологии» (Бреннан, 8:08-8:16).
Я не тот фундаменталист, о котором говорится в таком заявлении. Лично я считаю, что некоторые техники от астрологов-новаторов, таких как Альфред Витте и Марта Ланг-Вескотт, верны в моей практике. Конечно, я не думаю, что единственными астрологически обоснованными концепциями являются те, которые существовали в ранней эллинистической традиции, и я считаю, что достаточно ясно дал это во введении к статье.
Проблема
Каков ключевой вопрос, почему он вызывает споры и как он влияет на наше понимание развития «ущерба»? Как отметил Крис Бреннан в своей книге и на 3:30 - 4:30 минуте подкаста. «Ущерб» как отдельное понятие не определен в эллинистической традиции (которая началась в I или II веках до н.э.) до Ретория в VI или VII веках нашей эры.
Две основные позиции
Крис отмечает, что это приводит к двум различным возможностям (цитаты Криса Бреннана, см. встроенное видео выше):
«Это было нововведением, которое возникло позже в эллинистической традиции, и поэтому оно внезапно проявляется у Ретория».
«Реторий просто озвучивал что-то, что подразумевалось или использовалось более ранними авторами, даже если это {обычно} не определялось явно».
Я заключил последнее «обычно» в фигурные скобки, так как предполагаю, что Крис оговорился, поскольку это явно не определено более ранними авторами («обычно» подразумевает, что иногда было, а это не так).
Я фактически представил доказательства того, что вопрос о том, был ли «ущерб» определен или почти полностью сформирован, остается спорным даже у Ретория в той степени, в которой, как утверждает Бреннан, это было. Но Реторий достаточно близок, и эти две позиции являются важной развилкой на пути, поэтому для аргументации предположим, что это две основные позиции. Нет ли аргументов в пользу первой позиции или они просто были для удобства опущены?
Односторонняя презентация
Бреннан предоставил PDF-файл отрывков из эллинистических астрологов, в которых дается некое неблагоприятное указание для планеты, расположенной напротив ее домициля. В синопсисе эпизода и PDF Бреннана он заявляет: «Эти ссылки не оставляют сомнений в том, что концепция «ущерба» возникла в более ранней эллинистической астрологической традиции, восходящей по крайней мере к I и II векам нашей эры». (Бреннан, 2020, веб-сайт астрологического подкаста, эпизод 264, 2020 г.). Это убедительное заявление о убеждениях Криса относительно убедительности доказательств позиции B.
Вам не интересно, что поддерживает позицию А? Вам интересно, что кто-то, занимающий позицию A, может сказать о предполагаемых текстовых доказательствах, и как они объясняют наблюдения за эффектами «ущерба» на практике? Действительно ли отрывки Бреннана «не оставляют сомнений»?
К сожалению, доказательства, подтверждающие позицию А, не были включены в обсуждение. Это было намеренно пропущено? Это было представлено в моей статье о развитии ущерба под заголовком «Реконструкция Бреннана». Бреннан несколько раз уверял меня, что прочитал эту статью. Возможно, это было опущено, потому что это сильно ставит под сомнение утверждение о том, что PDF-файл содержит какую-либо текстовую поддержку позиции, согласно которой истоки «ущерба» относятся к I и II векам.
Примечание к этому резюме и предстоящим обновлениям
Я представляю здесь краткое изложение важных вопросов, упущенных в статье Бреннана о происхождении «ущерба». Я представляю ключевую информацию, полностью опущенную или недостаточно подчеркнутую при обсуждении подкаста. Более подробную информацию можно найти в оригинальной статье об историческом развитии «ущерба». Кроме того, эта оригинальная статья будет обновлена через месяц (в начале сентября), чтобы включить обсуждаемые здесь новые результаты, касающиеся Анубио, «энантиос» и другого.
Обманчивая статья Бреннана об истоках «ущерба»
Уклончивость, используемая как троянский конь
Аргументы и «доказательства» Бреннана основаны на том, что вы делаете логическую ошибку двусмысленности. Бреннан использует два очень разных определения ущерба, как если бы они были синонимами.
Во-первых, «ущерб» Бреннана (D1) - это любое проблематичное указание, проистекающее из оппозиции управителя к его домицилю (Бреннан утверждает это в последнем предложении первой страницы своего PDF-файла). Достаточно ли этого определения «ущерба», учитывая, что в эллинистической астрологии использовались цельнознаковые аспекты, включая аспекты мест? Ведь сама оппозиция часто ассоциировалась с конфликтом и враждой. Как вы увидите, D1 ни в коей мере не достаточно. Другими словами, это не «ущерб».
Затем есть реконструированный эллинистический «ущерб» Бреннана (D2), называемый «антитезис» / «изгнание» / «несчастья», который представляет собой планетарную слабость из-за помещения планеты в знак с противоположными качествами, особенно относящимися к противоположной природе его управителя. Поскольку мы видим свидетельство D1, Бреннан считает, что D2 подразумевается в любом утверждении любого эллинистического астролога, в котором для положения (D1) дается какое-то проблематичное указание. Однако D1 никоим образом не означает D2. Ошибочность этого рассуждения очевидно в том, что оно представлено в качестве доказательства (PDF) со следующей надменностью.
«Эти ссылки не оставляют сомнений в том, что концепция «ущерба» возникла в более ранней эллинистической астрологической традиции, восходящей по крайней мере к I и II векам нашей эры.» (Бреннан, веб-сайт астрологического подкаста, эпизод 264, 2020 г.)
Аспект оппозиции управителя (АОУ)
Проблема здесь в том, что условия D1 (некоторое проблемное указание) не являются достаточными условиями для «ущерба». Крис не учитывает полные отрывки из Доротея и Валента, в которых показано, что они используют технику, в которой на интерпретацию места влияет характер конфигурации (аспекта) между его управителем и местом (домом или Лотом).
Проблемное (или благоприятное, в зависимости от природы аспекта) указание с помощью этой техники возникает для значения аспектированного места или Лота, и согласуется с природой аспекта от управителя.
Для оппозиции это может включать смысл разделения, дистанции, препятствия, борьбы, вражды и / или противоположности. Доротей, например, также явно упомянул интерпретации конфигураций управителя по квадрату, трину и отвращению (без аспекта) к месту.
Явные доказательства использования аспектов управителя как метода определения мест (домов и Лотов)
«Если ты хочешь знать что-то насчет любви и другого, что есть между ним [нативом] и его братьями, то посмотри на господина Лота Братьев. Если его господин аспектирует его из трина, это указывает на любовь между ними, а если аспектирует из квартиля, это указывает на среднее количество этой любви. Если вы обнаружите его в оппозиции к Лоту, то это показатель вражды и разделения. Если он [господин] не аспектирует его [Лот], это указывает на отчуждение между ними». (Доротей, книга I, глава 20, пер. Пингри, 2005, стр.179)
Приведенный выше отрывок был включен в мою исходную статью, в которой этот вопрос подробно исследовался. Для получения дополнительной информации перейдите к соответствующему полному разделу здесь, в статье, где я привожу похожие примеры Веттия Валента, в том числе тот, в котором противоположное значение слова «сторона напротив» вступает в игру без какого-либо необходимого ощущения проблемы или несчастий.
Затуманенное поле с помощью D1
Учитывая явные доказательства использования аспектов управителя в качестве важного метода интерпретации, поскольку, по крайней мере, во времена Доротея, все предполагаемые доказательства неявного использования «ущерба» должны рассматриваться в свете того, может ли данный отрывок относиться к этой хорошо документированной и широко распространенной технике. Все свидетельства Бреннана за пределами Гефастиона (V век) и Ретория (VI или VII века), а на самом деле некоторые свидетельства Гефастиона, Ретория и позже (Феофил), лучше охарактеризованы как относящиеся к технике АОУ.
Бреннан создал PDF-файл, набитый примерами АОУ (аспект оппозиции управителя), который представляет собой метод интерпретации мест, а не планетарную слабость или классификацию знаков. Любой, кто знаком с техникой АОУ, может увидеть, что предполагаемое свидетельство Бреннана об «ущербе» со стороны ранней эллинистической астрологии (то есть до V века) состоит из доказательств АОУ без каких-либо отдаленных подтверждений его реконструированного «ущерба» (D2). АОУ - ранняя техника, просуществовавшая на протяжении всего периода эллинистической астрологии, фактически вплоть до персидско-арабского периода.
АОУ ≠ «ущерб»
Аспект оппозиции управителя (АОУ) во многом отличается от любого вида «ущерба». Эти различия позволяют нам легко идентифицировать каждый из примеров интерпретации Бреннана до Гефастиона как АОУ. Давайте посмотрим на некоторые ключевые отличия.
Интерпретация места (дома или Лота), а не планеты: указание относится к изменению значения места или Лота, а не к состоянию планеты.
Фокус на аспекте, а не на знаке: указание следует из природы аспекта, а не из характера знака, в котором находится противостоящая планета или ее управитель.
Тесный союз устоявшихся доктрин: указание требует только существующих доктрин об управлении и аспекте, без каких-либо дополнительных концепций. Вот почему он не требует введения в качестве принципа там, где вводятся другие принципы, в отличие от радости / слабости, основанных на знаках, которые вводятся явно, потому что они явно не следуют из установленных доктрин.
Не влечет за собой противоположности между планетой и знаком: нет никаких указаний на противоположность между планетой и знаком, в котором она находится, или ее управителем.
Не влечет за собой планетарную слабость, такую как «ущерб»: хотя оппозиция может уменьшить то, что управитель обещает для того места, к которому он в оппозиции (например, ответственность + потенциальный конфликт или враждебность), нет никаких дополнительных последствий, что естественные значения планеты или значения других вещей, которыми она управляет, нарушены или ослаблены из-за положения.
Гибкость, относящаяся к интерпретации оппозиции: эллинистические астрологи различались в том, насколько ужасным они считали аспект оппозиции. Например, некоторые считали, что оппозиция благодетелей - это хорошо. Оппозиция также может включать в себя ассоциации партнеров или значимых других, которые вообще не являются неблагоприятными. Кроме того, эллинистические астрологи чаще подчеркивали преимущество управителя, имеющего некоторый аспект (вместо того, чтобы быть «отвернутым»), чем они говорили о каких-либо потенциальных несчастьях со стороны аспекта управителя.
По этим и другим причинам АОУ ни в коем случае не является «ущербом» и, конечно же, не влечет за собой D2 и не подразумевает неявное использование D2.
Многие примеры карт Дайкса и Бреннана являются АОУ
Я не мог не улыбнуться, когда Дайкс и Бреннан привели примеры из жизни знаменитостей и из своей собственной практики. Многие из них были бы лучше объяснены как относящиеся к АОУ, чем к какой-либо планетарной слабости от противоположного знака. Когда так много примеров не обязательно несчастливы, а вместо этого имеют тенденцию включать разлуку с домом, партнерство, сосредоточение внимания на других и т. д., становится ясно, что мы имеем дело с АУО. То же самое, когда есть неудачное событие, которое обозначено домом, которому противостоит его управитель (например, семейные финансы - 8-й дом). Я все время думал про себя: «Ребята, разве вы не слышали, как можно вывести интерпретацию места из аспекта управителя?»
Сваливать АОУ с туманом «ущерба», что происходит?! Когда мы переходим к средневековому материалу, мы обнаруживаем, что АУО все еще сохраняется в качестве соображения. Не признавая, что АУО когда-либо вообще существовало, даже допустив существование «ущерба» как концепции, мы теряем различие между позднесредневековыми интерпретациями мест, которые иногда включали АУО, и интерпретациями планет в знаках, которые иногда включали «ущерб».
«Ущерб» Бреннана – это Средневековье
D2 («антитеза», «изгнание» и т. д.) - это, по сути, средневековый персидско-арабский «ущерб» Сахла (8 век) и Абу Машара (9 век). Это планетарная слабость, которая фокусируется на знаке напротив домициля как на месте «ущерба» или слабости для планеты. Арабские термины, относящиеся к нездоровью, противоречию, инверсии и, в конечном итоге, отчуждению, фигурируют в их описании этого состояния, как и в случае с «антитезисом», «изгнанием» и «несчастьями» Бреннана. Как и Бреннан, они также определяют его как важный принцип интерпретации во вводном материале.
Эти особенности не все сливаются в одном месте как устоявшаяся неотъемлемая часть системы интерпретации карт вплоть до персидско-арабского периода. Как я отмечал в своей статье о развитии «ущерба», Реторий является крестным отцом этой концепции, аль-Андарзагар, похоже, был ее биологическим отцом, и она созрела, чтобы стать признанной неотъемлемой частью системы только во времена Абу Машара, хотя все же менее важной, чем падение. Следовательно, D2 - это, по сути, средневековый «ущерб», ошибочно трактуемый как собственный «реконструированный» эллинистический «ущерб» Бреннана.
Попытка совместить АОУ и «ущерб»
В некотором смысле концепция Бреннана пытается объединить как АОУ, так и средневековый «ущерб». Это не было комбинацией в эллинистической астрологии, потому что нечто вроде «ущерба» имело лишь некоторые намёки на концепцию «ущерба» в конце традиции. Реторий сначала ввел некоторое понятие «противоположности», но он также использовал АОУ в некоторых отрывках. При использовании АОУ он все же подчеркивал интерпретацию места, а не планеты.
Бреннан прав, вводя понятие расстояния для позиции из использования Валентом АОУ. Однако понятие «изгнание», примененное к планете, является неправильным использованием RCO, которое на самом деле имеет отношение к интерпретации места, в оппозиции к которому находится его управитель, а не к самому управителю. Эта направленность на планету и упор на слабость из-за «противоположности» - вот почему D2 Бреннана наиболее точно называют средневековым «ущербом».
Бреннан все еще активно продвигает взгляд на «ущерб» как на эллинистическую конструкцию, в которой планета в знаке рассматривается как сродни маргинализованному или даже порабощенному человеку в деспотическом обществе. В эллинистической астрологии существовала такая концепция, называемая падением, также известная как рабство, но точка зрения, согласно которой до Ретория существовал эллинистический «ущерб», не говоря уже о том, что в основе лежала какая-либо такая социальная конструкция, является неточной.
Развитие неправильно охарактеризовано
Как можно получить отчет об историческом развитии астрологической концепции без пристального взгляда на то, когда, как и почему ее черты возникают, сливаются в отдельную концепцию, и эта концепция приобретает популярность как важный принцип практики? По словам Бреннана, она присутствует с самого начала и становится очевидной для нас, когда астролог позднее делает явным то, что изначально подразумевается. Другими словами, предположение о неявном раннем происхождении заставляет фактически закрывать глаза на его развитие. Вместо этого мы получаем подробный список случаев появления D1 (некоторые случайные проблемные указания, связанные с положением, которое на 95% является АУО) за примерно 800-летний период, как если бы это было достаточным доказательством неявного использования D2.
Конечно, мы ожидаем увидеть случайные проблемные указания, связанные с положением, потому что рассмотрение аспектов управителя дома или Лота (включая АУО) было техникой, очевидной с самого начала и продолжавшейся вплоть до Средневековья. «Ущерб», с другой стороны, был новым явлением, которое возникало медленно.
Новые свидетельства от Анубио подтверждают развитие планетарного повреждения через «испорченный телефон»
Концепция планетарного повреждения из-за положения впервые появляется у Гефастиона (V век), который перефразировал Доротея. В своей первоначальной статье я утверждал, что это произошло из-за того, что Гефастион перефразировал несколько двусмысленную фразу Доротея (то есть игра в «испорченный телефон»). Бреннан продемонстрировал это своим открытием более раннего пересказа Анубио, который вместо того, чтобы связывать это с планетарным повреждением, ассоциирует позицию с управителем в оппозиции с уменьшением того, что она обещает, полностью согласуясь с прочтением этого как АУО, и без всякой необходимости таких последствий, как «ущерб».
Парафраз Доротея от Анубио или взаимный источник
«В общем, каждая звезда, будучи диаметральной (diametron) по отношению к своему собственному домицилю, сама умаляет все, что она обещает». (Анубио, перевод Левенте Ласло, см. Бреннан и Ласло 2020)
Этот перевод сам по себе согласуется с прочтением, которое рассматривает это как относящееся к АУО. Это особенно верно, когда мы принимаем во внимание тот факт, что это говорится внутри раздела с различными аспектными конфигурациями, которые только что давали указания для каждой планеты, противоположной каждой другой планете. Также следует отметить, что глагол, переводимый как «обещания», также обычно переводится как «предоставляет», «поставляет» или «дает». Здесь мы видим, что когда речь идет о планете, противоположной ее собственному дому, ее собственная оппозиция ему может рассматриваться как уменьшение того, что она может обеспечить для дома.
Оригинальный греческий
Для тех, кто хотел бы увидеть греческий оригинал, вы можете бесплатно скачать CCAG 2 по этой ссылке. Отрывок находится в верхней части страницы 212 (110 PDF), строки 16-17. Я представляю его ниже (знаки плавного дыхания опущены, поставлены только острые ударения).
Транслитерация на латинском алфавите будет выглядеть так: «katholou de pas aster ton idion oikon diametron ha parechei autos panta aph’eatou meioi».
Вспоминая мои выводы о том, как и когда
В своей исходной статье я отметил следующее:
«Таким образом, мы можем видеть два основных «источника» более позднего полного развития «ущерба»: 1. Совет Гефастиона V века о солнечном возвращении, который, возможно, сам по себе был нечеткой интерпретацией Доротея, в более поздних сборниках трансформировался в правило интерпретации; 2. Развитие Реторием логики управления, основанной на противоположных качествах, в птолемеевском стиле VI или VII веков, была преобразована в планетарное состояние слабости.».
При условии, что Бреннан прав насчет Анубио, то отрывок из Анубио подтверждает то, в чем я был уверен - в «нечеткой интерпретации Доретея» как источника планетарной слабости «ущерба». Однако не совсем ясно, перефразировал ли Анубио Доротея или даже был общий источник. Также неясно, было ли это источником отрывка Гефастиона. Один отрывок имеет место в разделе, посвященном интерпретации противоположностей; другой - об интерпретации солнечного возвращения. В любом случае, мы не видим доказательств «ущерба» в этом отрывке до Гефастиона, и это дает более глубокое понимание раннего использования АУО.
Краткое замечание о Серапионе
Есть более поздняя компиляция, основанная на Серапионе, но также и на более поздних астрологах, таких как Гефастион, которого приписывают Серапиону, астрологу I века. Важно отметить, что свидетельства указывают на то, что линия, касающаяся планетарного повреждения у Гефастиона, по-видимому, заканчивается в тексте Серапиона (дословно), а не наоборот. Другими словами, существует скудное свидетельство того, что Серапион использовал концепцию планетарного повреждения в I веке.
Влияние Птолемея на развитие «ущерба» исключено
Концепция планетарной противоположноси между планетой и управителем противоположного знака впервые появляется у Ретория (6 или 7 век). Очевидно, он придумал эту концепцию по аналогии с экзальтацией / падением. В связи с этим он развивал идеи «Тетрабиблоса» Птолемея двумя способами: 1. Птолемей отметил, что домицили Светил и Сатурна противоположны друг другу из-за противоположных качеств (жара и холода), и попытался представить обоснование расположения экзальтаций и падений; 2. Схема «достоинств» Птолемея, или система радостей, основанных на знаках, была сформулирована в терминах качественного сходства, когда планеты были усилены знаками с аналогичными качествами и ослаблены знаками без такого сходства.
«Напротив, когда они обнаруживаются в чужих регионах, принадлежащих к противоположной секте, большая часть их истинной силы парализована, потому что темперамент, который возникает из-за несходства знаков, порождает иную и фальсифицированную природу». (Птолемей, Книга, гл. 23, пер. Роббинса, 1940)
Аналогия с падением не упоминается как фактор, влияющий на развитие
Бреннан полностью игнорирует огромное влияние Птолемея на астрологов позднего эллинизма. Также нет упоминания об «ущербе», развивающемся по аналогии с падением. Это связано с тем, что, по словам Бреннана, «ущерб» уже присутствовал с самого начала, становясь все более явным и явным.
Если слишком сосредоточиться на D1 (любое проблемное указание, связанное с позицией), останется только лес неподходящих АУО, и нельзя будет увидеть деревья, которые отмечают введение новых функций. Дополнительные сведения о доказательствах того, что Птолемей вдохновил Ретория на его размышления о противоположностях знаков и планет, см. в моей исходной статье.
«Enanti» - искажено как особое состояние
Одно из недавних открытий, которое не было освещено в моей собственной оригинальной статье, касается слов с греческим корнем «enanti-», таких как составной предлог «enanti», прилагательное «enatios», глагол «enantioomai» и существительное «enantioma». Слова с этим корнем, кажется, представлены Бреннаном, как если бы они были особыми терминами для эллинистического «ущерба». Он отметил, что «enantioma» буквально означает «оппозиция», но он также подчеркнул, что «диаметр» («диаметрос») - более типичное слово для этой конфигурации. Беседа между Дайксом и Бреннаном в подкасте подкрепляет идею о том, что эти термины важны для понимания эллинистического «ущерба».
Пока я не начал серьезно изучать древнегреческий язык за последние 6 месяцев, я соглашался, что это была целая история, связанная с этими словами. В своей исходной статье я отмечал, что Холдену не следовало переводить «enantioma» как «противоположность» и «противоположность» в основном тексте Ретория, а затем как «ущерб» в материале о знаках Тевсера, ложно приписываемом Реторию.
Однако проблема гораздо глубже. Эти термины не только означают «в оппозиции» или «противоположный», но и имеют очень похожий семантический диапазон, как и английское слово «opposite» («противоположность»). Кроме того, они с самого начала использовались в контексте карты для конфигурации оппозиции - не только оппозиции управителей, но и любого аспекта оппозиции. Другими словами, не только «противоположность» и «оппозиция» являются лучшим переводом этих терминов по семантическим причинам, но также было показано, что аспект долгое время имел предполагаемое значение, когда эллинистический астролог использовал бы эти термины в контексте карты.
Семантика «enanti»
Эти термины на самом деле не такие экзотические, как может показаться на первый взгляд. «Enanti» (произносится как «эн-он-ТИИ») - составной предлог в корне этих терминов, состоящий из «en» и «anti». Английские аналоги этих терминов - «in» и «anti». «Anti» означает «против» в английском языке. В древнегреческом языке корень имеет аналогичное значение «в позиции против чего-либо / кого-либо» или «в позиции перед чем-либо / кем-либо».
Конкретный смысл - это пространственное восприятие чего-то лицом к лицу с чем-то другим или прямо напротив него (лицом). Одно абстрактное значение, полученное из этого, - быть против чего-то другого (соперника, оппонента), так же, как мы используем «anti-» как префикс в английском языке для обозначения «быть против чего-то». Другое абстрактное значение имеет оппозиционное или противоположное значение («верх противоположен низу»). Английский корень «противопоставить» и связанные с ним термины, такие как «противоположный», «противник» и «оппозиция», охватывают практически одну и ту же семантическую территорию как конкретно, так и абстрактно.
Реторий и обоснование противоположностей
Это важный момент. Мы должны понимать ассоциации, которые приходят в голову пользователю греческого языка при чтении или использовании этого термина. Это слово будет иметь очень похожий диапазон значений, что и английское «противоположный». Теперь рассмотрим, как Реторий размышляет о том, что знаки «противоположны» друг другу (энантиома), потому что их правители «противоположны», подчеркивая их противоположные качества. Это игра слов, в которой он использует слово «противоположное» в его конкретном смысле, касаясь расположения знаков в парах противоположностей и рационализируя это на основе «противоположных» качеств планет.
Использование «enanti» в контексте карты
Что часто не входит в дискуссии об этом термине, так это то, что он относительно часто используется для всех типов аспектуальных оппозиций, а не только для тех, которые связаны с управителями. Ниже приведены несколько примеров из «Антологии» Валента. Их можно бесплатно сравнить с греческим оригиналом. Английский перевод Райли доступен здесь, а критическое издание на греческом языке, собранное Кроллом, находится здесь.
«Если оно [Солнце] следует Углу, и если звезды его секты расположены аналогичным образом, и если Марс не находится в оппозиции [enantioumenou] или в квадрате, то <солнце> будет считаться признаком доброй удачи.» (Валент, Антология, Книга II, Глава 2, пер. Райли, 2010 г., стр. 26, ср. Кролл, стр. 57, № 21, квадратные скобки - мои)
«Если Сатурну назначен час Лота <Фортуны> и он находится в Асценденте, а Марс не находится в оппозиции [enantioumenou], рожденный будет удачлив в деятельности, контролируемой Сатурном». (Валент, Антология, Книга II, Глава 4, пер. Райли, 2010, стр. 27, ср. Кролл, стр. 60, № 7, квадратные скобки - мои)
«Если Марс в соединении или в оппозиции [enantiothe], рожденный будет страдать от беспокойства и перемен». (Валент, Антология, Книга II, гл. 4, пер. Райли, 2010 г., стр. 27, ср. Кролл, стр. 60, № 10, квадратные скобки - мои)
«Вредители в оппозиции [enantioumenou] или в верхнем аспекте по отношению к Месту Статуса приносят гибель рожденным». (Валент, Антология, Книга II, гл. 25К, пер. Райли, 2010 г., стр. 40, ср. Кролл, стр. 92, № 32, квадратные скобки - мои)
Я мог бы привести еще дюжину примеров, но вы поняли. Энанти-термины легко используются для обозначения астрологического аспекта оппозиции, независимо от того, связан он с управителем или нет.
Оппозиционный язык
Хотя верно, что «диаметр» был более распространенным эллинистическим термином для обозначения конфигурации оппозиции, также ясно, что термины «энанти» были довольно распространенной альтернативой. Тот факт, что термин «оппозиция» воспринимается как эллинистический термин для обозначения «ущерба», должен быть красноречивым. Рассмотрим также PDF-файл, на 95% заполненный отрывками, относящимися к интерпретации места от аспекта оппозиции управителя (АУО). Становится совершенно очевидным, что потенциальная проблемность для места с «оппозицией» ложно приравнивается к предполагаемой проблемности для планеты в «ущербе».
Валент не подразумевал определения «ущерба»
Один отрывок из Валента, который был включен Бреннаном как явное доказательство «ущерба», касается примечания о другом типе интерпретации оппозиции собственному домицилю, экзальтации или триплицитета планеты.
«Конфигурацию оппозиции можно интерпретировать двояко: во-первых, когда одна звезда в Асценденте противостоит другой; второй - когда звезда находится в оппозиции к собственному дому, треугольнику или экзальтации.» (Валент, Книга II, глава 41, пер. Райли, 2010 г., стр. 57)
Бреннан отмечает в своем PDF-документе, что Валент уподобляет «концепцию ущерба» с падением. Фактически, Валент уподобляет интерпретацию управителя домициля в оппозиции к месту любому другому типу управителя знака в оппозиции к месту (триплицитет или экзальтация). Он называет не только дом и экзальтацию, но и все три типа управления знаком: домициль, триплицитет и экзальтацию. Это не отрывок, который предлагает создать новую классификацию знаков и планетную слабость, аналогичную падению. Это отрывок, предполагающий, что метод АУО применим ко всем трем типам управителей знаков. Интерпретация АУО отличается от интерпретации оппозиции с участием двух планет, потому что она относится к интерпретации исходного места (дома или Лота), а не отношений между двумя планетами.
Изучение конфигураций нескольких типов управителей
Одна вещь, которую вы должны знать о Валенте, это то, что он использовал все управители знаков. Три разных типа управителя всего знака, а значит, и дома или Лота, - это управители домициля, экзальтации и триплицитета. Валент считал, что конфигурация и положение всех из них имеют важное значение для интерпетации места.
«Необходимо будет посмотреть на аспекты каждого господина дома и расположение конфигураций, чтобы увидеть, подходят ли они или наоборот». (Валент, Книга 2, глава 2, пер. Райли, 2010 г., стр. 26, курсив мой)
«Поэтому, как я уже сказал, если большинство конфигураций или их управителей будет найдено в подходящих местах, рожденный будет знаменитым и впечатляющим в своей жизни. Если одни конфигурации и управители расположены благоприятно, другие - неблагоприятно, статус и удача будут преходящими». (Валент, Книга II, глава 26К, пер. Райли, 2010 г., стр. 40)
Относительное влияние нескольких управителей
В эллинистической астрологии было довольно распространено рассматривать положение нескольких управителей, а не только управителя домициля. Это не сильно отличается от того, что мы видим у Птолемея, поскольку он также считал, что каждый из этих типов управителей имеет одну долю влияния, с дополнительной долей влияния, предоставляемой для любой конфигурации с управляемой вещью. Вспомните, что он использовал это для поиска своего предоминатора, которым была планета с наибольшим влиянием на управляемый объект, и, следовательно, планета, которая играла наибольшую роль в его характеристике. Например, управитель экзальтации, который аспектировал это место, считался более влиятельным в этом месте, чем управитель домициля, который этого не делал.
Отчасти с этим связан отрывок о выборе господина карты. Господин карты - это еще один тип предоминатора. Техника варьируется от астролога к астрологу. Бреннан представил отрывок, в котором господин карты выбирается среди нескольких управителей, но управитель в оппозиции к этому месту не рассматривался конкретным астрологом из-за возможного значения вражды.
Как и в каждом отдельном примере, за исключением Гефастиона и Ретория, (и большинства из них), приведенных Бреннаном, мы видим, что АУО представлен здесь как «ущерб».
Противоречие
Я утверждал, что понятие планетарной противоположности, увиденное у Ретория, вероятно, было его собственным изобретением. Он явно использует несколько различных отрывков и концепций Птолемея и умелую игру с греческим словом «противоположность», чтобы представить новое обоснование расположения знаков.
Я заметил, что немного глупо думать, что Венера, ночная планета любви и секса, окажется в месте радикальной противоположности в Скорпионе, ночном водном знаке, относящимся к гениталиям и управляемым ее ночным товарищем по секте, который пробуждает страсть (Марс). Так же глупо думать, что Юпитер, планета изобилия, столкнется с некоторой трудной противоположностью в доме Меркурия, планеты торговли.
Неявная противоположность?
Бреннан заявил, что «ущерб», связанный с этим понятием планетарной противоположности, подразумевался в ранней эллинистической астрологии. На самом деле это довольно легко проверить. Многие эллинистические астрологи интерпретации указаний комбинаций планет и планет в знаках.
Ключевой комбинацией, на которую стоит обратить внимание, является Меркурий-Юпитер, так как все другие комбинации планет противоположных домицилей включают вредителя. Интерпретация того, что управляется вредителем, сочетается с вредителем, или когда вредителем управляет что-то еще, все по своей сути будет иметь некоторые указания, связанные с трудностями из-за символизма вредителя. Мы хотим знать, будут ли рассматриваться две планеты не-вредители, такие как Меркурий и Юпитер, как по своей сути разрушающие или ослабляющие значения друг друга.
Давайте рассмотрим здесь лишь несколько примеров. На самом деле их больше, в том числе у Матерна, но Манефон, Доротей и Валент предоставляют наглядные примеры из ранней части традиции.
Манефон о Меркурии и Юпитере в домах друг друга
Ранние эллинистические работы Манефона (около 2 века) описывают каждую планету в доме каждой другой планеты. Интерпретации, которые он дает для этих комбинаций, являются одними из лучших указаний, на которые можно надеяться, и это от астролога, известного своими особенно мрачными общими указаниями.
Юпитер в доме Меркурия
«Юпитер в местах Меркурия делает (человека) очень богатым, прославленным своей вдумчивостью и глубокомыслием, держащим в руках королевское богатство в своих скипетрах, и того, кто собирает из городов и народов деньги и дань для королей, очень выдающимся в исполняемом деле, и тот, кого зовут на помощь его товарищи, много размышляющим в своем уме и приносящим хорошее имущество от работы своей жизни в свои дома». (Манефон, Книга II, # 246-252, пер. Лопиато, 1998, стр. 211)
Меркурий в доме Юпитера
«С другой стороны, Меркурий в доме блестящего Юпитера производит тех, у кого есть способность обучения в груди, вождей детей или своих собственных господ, или тех, кто сидит на табурете в месте, где обмениваются деньги, или тех, кто практикуются в законах и статутах, из-за чего они всегда убедительны и приобретают известность в городах, ораторы публичных выступлений и те, кто лучше всех участвует в собраниях, как в разрешении ссор, так и в помощи тем, кто в беде, аргументируют путем слов и прецедентов, из чего они получают огромное богатство и средства. Другие являются посланниками королей, и им доверяют судебные разбирательства, которые им доверяют лорды, управляющие законом и судьями, и они проводят эти (разбирательства) с помощью своего собственного разума». (Манефон, Книга II, # 253-265, пер. Лопиато, 1998, стр. 211)
Доротей о Меркурии и Юпитере в домах друг друга
В описании Дорофеем аналогичных комбинаций управления также нет никаких доказательств противоположности. Указания очень похожи на те, что дает Манефон.
«Если бы Меркурий находился в доме или терме Юпитера, он испытает благоговение, будет проповедником или распорядителем по делам королей и знати, или наставником людей в выступлениях, судебных процессах и суждениях, и он всегда будет востребован у великих городов и королей». (Доротей, Книга II, Глава 36, # 2, пер. Дайкса, 2017, стр.173)
«Если Юпитер находился в доме Меркурия, он будет одним из тех, кто утвердился в справедливости в своих сообществах, или вычислителем всего, будучи умным, здравомыслящим, и он будет превозносим за это, и к его помощи будут обращаться.» (Доротей, Книга II, Глава 33, # 5, пер. Дайкса, 2017, стр.171)
Валент о сочетаниях Меркурия и Юпитера
Точно так же указания Валента для комбинаций Меркурия и Юпитера также не показывает никаких доказательств противоположности.
«Юпитер и Меркурий хороши, находятся в гармонии и руководят. Они делают людей руководителями, контролирующими дела, занимающими доверительные и административные должности. Из них получаются успешные секретари и бухгалтеры, пользующиеся уважением в сфере образования. Это доступные люди, у них много друзей, их считают достойными зарплаты и стипендий. Если Юпитер и Меркурий присутствуют в действующих знаках, они делают людей открывателями сокровищ или ростовщиками, получающими прибыль от денежных вкладов». (Валент, Книга I, глава 21К, пер. Райли, 2010 г., стр. 18, курсив мой)
Погодите, Юпитеру и Меркурию хорошо вместе и они в гармонии? Разве они не противоположны друг другу и повреждают друг друга? Я считаю так.
Заключение
Мы рассмотрели довольно много того, в чем астрологический подкаст ошибся, упустил и никогда не рассматривал в трактовке Бреннаном истоков «ущерба». К сожалению, в записи подкаста пропущены почти все детали, необходимые для понимания происхождения «ущерба» и контекстуализации искаженных отрывков в PDF.
Однако это еще не все. Если вас интересует этот вопрос, пожалуйста, найдите время и прочитайте полную статью об истории «ущерба». Отсутствие «ущерба» в эллинистической астрологии - это только начало истории. Есть и другие интересные события, связанные с игрой в испорченный телефон, которая происходят и в более поздней традиции, прежде чем мы получим устоявшуюся и столь важную концепцию «ущерба», которую мы наблюдаем в период Средневековья и Возрождения. В другой статье я освещаю некоторые события персо-арабского периода. Безусловно, необходимы дополнительные исследования эволюции «ущерба» в средние века и в эпоху Возрождения.
Ссылки
Brennan, C. (2017). Hellenistic Astrology: The Study of Fate and Fortune. Amor Fati Publications.
Dorotheus of Sidon. (2005). Carmen Astrologicum. (D. Pingree, Trans.). Abingdon, MD: Astrology Center of America.
Dorotheus of Sidon, & al-Tabari, U. (2017). Carmen Astrologicum: The ’Umar al-Tabari Translation. (B. N. Dykes, Trans.). Minneapolis, MN: The Cazimi Press.
Hephaistio of Thebes (1998). Apotesmatics Book II. (Robert H. Schmidt, Trans.). Cumberland, MD: The Golden Hind Press.
Hephaistion of Thebes (2013). Apotelesmatics Book III: On Inceptions. (E. Gramaglia, Trans.). Minneapolis, MN: The Cazimi Press.
Lopilato, R. (1998). The Apotelesmatika of Manetho, Diss. Brown University, Providence, Rhode Island.
Ptolemy, C. (1940). Ptolemy: Tetrabiblos. (F. E. Robbins, Trans.). Cambridge, MA: Loeb Classical Library. Retrieved from http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Ptolemy/Tetrabiblos/home.html
Rhetorius of Egypt, & Teucer of Babylon. (2009). Rhetorius the Egyptian. (J. H. Holden, Trans.). Tempe, AZ: American Federation of Astrologers.
Valens, V. (2010). Anthologies. (M. Riley, Trans.) (Online PDF.). World Wide Web: Mark Riley. Retrieved from http://www.csus.edu/indiv/r/rileymt/Vettius%20Valens%20entire.pdf