Мой перевод:
Seven Stars Astrology: Двенадцатые части | Выдержка о до-эллинистическом использовании двенадцатых частей
Двенадцатые части в Месопотамии
Некоторых читателей может заинтересовать краткий отрывок из книги историка Francesca Rochberg «In the Path of the Moon: Babylonian Celestial Divination and Its Legacy» (Франческа Рошберг «На пути Луны: вавилонское небесное гадание и его наследие»). Двенадцатые части были популярны в эллинистической астрологии. Однако они намного старше эллинистической астрологии. В отрывке Rochberg обсуждает до-эллинистическое использование двенадцатых частей вавилонскими астрологами. Шокирует, что вавилонские двенадцатые части датируются как минимум 5 веком до нашей эры.
В отрывке она отмечает, что вавилоняне использовали двенадцатые части зодиака в контексте своих предзнаменований. Об этом свидетельствует хотя бы только то, что первому упоминанию о регулярном зодиаке из двенадцати знаков уже несколько сотен лет (около 700 г. до н.э.). Следовательно, это важное разделение знаков в эллинистической астрологии имеет вавилонское происхождение и почти столько же лет, сколько и сам зодиак.
Вы можете прочитать весь раздел о вавилонских двенадцатых частях в Google Books.
Текст по ссылке:
«Глава 7, стр. 156.
Микрозодиак (Додекатемория)
Додекатемория представляет собой 2 1/2° сегменты зодиака. Это результат деления каждого знака зодиака на двенадцать равных частей, каждая из которых имеет имя знака зодиака, начиная с имени знака, который разделяется, и так последовательно продолжается в отношении остальных одиннадцати частей (см. рис. 2). Таким образом, каждый знак зодиака содержал микрозодиак в пределах этих 30°. Текстовые свидетельства микрозодиака раньше шестого века не известны, поскольку они, очевидно, зависят от существования зодиака как такового.
Рисунок 2. Додекатемории Овна
На сегодняшний день самое раннее текстовое свидетельство зодиака найдено в двух сохранившихся гороскопах пятого века [41]. Дошедшие до нас «микрозодиакальные тексты» - все от времен Селевкидов.
Аккадским термином для частей микрозодиака является «zittu» (HA. LA), означающее «доля» или «часть», но в этом контексте понимается как 1/12 часть: НA.LA sa MUL «(1/12) часть знака зодиака» (TCL 6 14:15) [42]. Использование додекатемории в вавилонских астрологических текстах относительно хорошо подтверждено. Графическое изображение может быть видно на ряде Селевкидских табличек из Урука, упомянутых выше [43]. В этих табличках, например, предзнаменование относительно лунного затмения в Деве следует за иконографическим изображением некоторых элементов, относящихся к предзнаменованию, а под рисунком - регистр, разделенный на двенадцать частей, в которые вписаны названия знаков зодиака. [44]. Двенадцать частей начинаются с Девы слева и заканчиваются Львом справа. Таким образом, каждая часть составляет 1/12 от знака Зодиака Дева, а эти части также связаны с городом, некоторыми растениями, деревьями и камнями, записанными в соответствующих регистрах под регистрами додекатемории. Некоторые из тех же ассоциаций небесных элементов с земными можно найти в эллинистической греческой астрологии, а также в более поздней небесной магии [45].
В других источниках, в которых задокументирована связь между астрологией и магией, заклинания (inim.iuim.ma) относятся к двенадцати zittu зодиака [46]. Как показали Neugebauer и Sachs [47], эти два текста являются дополнительным доказательством того, что греческий метод вычисления додекатемории был основан на методе, отраженном в клинописном материале. Способ может быть сформулирован следующим образом: дана позиция в зодиаке (долгота λ1), выраженная в градусах (n) знака зодиака (z), а вторая позиция в зодиаке (λ2) может быть получена умножением градусов n на 12 и добавлением полученного результата к первой долготе: λ2 = 12 * n° + n°(z). Это можно увидеть в работе в BRM 4 19 просто изучив первые несколько строк, которые приведены в Таблице 2.
В строке 1 указана позиция I 10 (=10° Овна). 10° Овна связан с 10° Льва, который называется «Лев Овна». Следуя вышеупомянутому методу вычисления додекатемории, мы умножаем 10° (градусы Овна) на 12 и откладываем полученное количество градусов (120°) по зодиаку от Овна до знака Льва. Добавляя n градусов исходного знака зодиака, здесь 10, мы достигаем 10° Льва, как указано в BRM 4 19: 1 - та же самая процедура дает вторую позицию из первой позиции в оставшейся части текста. Термин ZI, который часто встречается в астрономических текстах Селевкидов в значении «пройденное расстояние» или «скорость» [48], здесь относится к тому факту, что расстояние было пройдено от положения 1 до положения 2.
Другая группа, состоящая из трех поздних вавилонских астрономических текстов, относится к подразделению зодиакальных знаков на двенадцать. Эти тексты касаются проблемы «времен восхождения» 1/12 частей зодиакальных знаков [49]. Время восхождения (анафора) связаны с проблемой изменения длины светового дня. В ранней вавилонской астрономии это воспринималось как календарный вопрос, но позже, в эллинистический период, длина светового дня трактовалась как астрономический вопрос, то есть как функция положения Солнца в зодиаке. «Время восхождения» - это время, необходимое для того, чтобы 30°-й сегмент эклиптики поднялся над горизонтом. Поскольку и горизонт, и эклиптика - это большие круги на небесной сфере, в любой момент половина эклиптики или шесть знаков зодиака находятся выше горизонта, а другая половина - ниже. Следовательно, в период от восхода до заката 180° эклиптики будет пересекать восточный горизонт.
Продолжительность дня для данного положения солнца в эклиптике может быть выражена как общее время восхождения 180° эклиптики, начиная с положения солнца (т. е. времени восхождения полукруга эклиптики от долготы Солнца (λsun) до λsun+180°), которая пересекает горизонт от восхода до заката. Отсюда следует, что если время восхода каждого отдельного знака зодиака известно, то длина дня для любого дня года также известна (C [длина светового дня] = α1 + α2 + α3 +... + α6). Neugebauer показал, что эта теория лежит в основе астрономических эфемерид Селевкидов. Однако фактические значения времени восхождения не подтверждаются в материале ACT [50].
Новые тексты о «временах восхождения» представляют схему для времени восхождения не зодиакальных знаков, а двенадцатых частей зодиакальных знаков, то есть додекатеморий, или 2 1/2° сегментов эклиптики. Ссылка на додекатеморию является явной: HA LA res-tu sa MUL.GIR TAB МUL.GIR.ТAВ sa MUL.GIR.TAB «первая часть (додекатеморион) Скорпиона называется Скорпионом Скорпиона» (A 3427: 2) [51]. В этих текстах приводятся значения времени восхождения додекатемории в US (градусы). Временные интервалы восхождения додекатемории, однако, выражаются не напрямую, а в терминах пересечения меридиана звездами ziqpu. Звезды ziqpu определяются как группа звезд, которые могут быть видимы проходящими прямо или почти прямо над головой, то есть они «достигают кульминации» или достигают меридиана [52]. Расстояние, пройденное звездой ziqpu при пересечении меридиана, называется ZI (аналогично использованию ZI в BRM 4 19). Целесообразно выразить пересечение горизонта (время восхода) знаков зодиака через пересечения меридианов звезд ziqpu, потому что существует фиксированная связь между эклиптическими долготами (градусы эклиптики) и прямым восхождением (градусы экватора), образованная углом, под которым эклиптика наклонена к экватору. То, как в текстах даются время восхождения додекатемории в терминах пересечения меридианов, фактически представляет собой до-тригонометрическую попытку решить проблему взаимосвязи между долготой (градусы эклиптики) и прямым восхождением (градусы экватора) [53]. Значения времени восхождения для всех двенадцати додекатемориев приведены для ряда зодиакальных знаков (выраженных как ZI PAP n US «общее расстояние в n градусов»). Эти итоги представляют значение времени восхождения всего знака зодиака. В некоторых случаях итоговые значения (PAP n US) совпадают со значениями времени восхождения («Системы A»), которые встречаются в греческих источниках [54]. Три клинописных текста, посвященных восходу додекатемории, являются единственными сохранившимися вавилонскими источниками, в которых приводятся фактические значения времени восхода. В таблицах ACT и текстах процедур могут быть продемонстрированы те же значения, которые лежат в основе схемы изменения длины светового дня, как показал Neugebauer [55], но сами значения там не указаны.
В древнегреческой астрологии додекатемория имела функцию дальнейшей модификации влияния планеты, причем ее влияние определяется не только ее расположением в определенном знаке зодиака, но также и его расположением в знаке додекатемориона [56]. Дальнейшее развитие эллинистической астрологии привело к разделению знаков зодиака на дополнительные части, такие как 1/3 знаков (сегменты по 10°), называемые деканами после использования в Египте [57]. Таким образом, 36 деканов египетских звездных часов были приведены в фиксированную связь с 12 знаками зодиака.
В индийской астрологии найдено гораздо больше подразделений знаков. В общей сложности 19 различных подразделений различного порядка: от половин знаков (сегменты по 15°) до так называемой «липтики» (сегмент в 1/60 градуса, названный от греческого «лептона» («минуты»)), которых было 1800 на каждый знак зодиака [58].
Сноски:
[41]. A. Sachs. "Babylonian Horoscopes", JCS 6 (1952), pp. 54f, (AB 251, -409), and J.M. Durand. Textes babiloniens d'epoque recente. (Paris, 1981), pl. 52 (AO 17649, -410/409).
[42]. See A. Sachs, "Babylonian Horoscopes," p. 65. nativity omen text.
[43]. Weidner, Gestim-Darstellungen, pls. 1, 6, 8 and photo on pls. 9-10.
[44]. See Weidner, Gestim-Darstellungen, p. 29.
[45]. Pingree, “Some of the Sources of the Ghayat al-Hakim,” Journal of the Warburg and Courtavld Institutes 43 (1980), p. 5. See also Weidner, Gestim-Darstellungen, p. 17 note 40 and p. 49, where a passage is cited from "Hermes Trismegistus" in which each of the three decans of each zodiacal sign is assigned a stone and a plant.
[46]. A. Ungnad. "Besprechungskunst und Astrologie in Babylonien." AfO 14 (1944). pp.251-84.
[47]. Neugebauer and Sachs, "The 'Dodekatemoria in BabyIonian Astrology." AfO 16 (1952-53), pp. 65-66.
[48]. ACT glossary, sub Zl, also AfO 16 (1952-53), p. 65.
[49]. Schaumiberger, “Anaphora and Aufgangskalender in neuen Ziqpu-Texten,” ZA 51 (1955), pp. 237-51, for A 3427 (238f.) and LBAT 1499 (= SpII 202+) (p. 245f.). To these can be added a third source. LBAT 1503, see below, Chapter Fourteen.
[50]. Neugebauer, "Оn some Astronomical Papyri and Related Problems of Ancient Geography." ТАPС 32 (1942), 253-55; also id., "The Rising Times in Babylonian Astronomy,” JCS 7 (1953), pp. 100-102.
[51]. See Schaumberger, "Anaphora," p. 238.
[52]. Schaumberger, "Die Ziqpu-Gestirne nuch nеuеn Keilschifttextten," ZA 50 (1952), 214-29.
[53] See Neugebauer. "On some Astronomical Papyri," p. 262. Note that "trigonom¬etry" was not unknown to BabyIonian mathematics, see Neugebauer MKT I, p. 180 for some trigonometric topics in OB math ("chord and arrows". But as Neugebauer points out (HAМA, p. 772 note 2), no trigonometry has yet been found in Babylonia in the solution of astronomical problems.
[54] See the references in Neugebauer, "On some Astronomical Papyri,” p. 257 note 37 [Vettius Valens I, 7 ed. Kroll (Berlin, 1908), p. 23], and p. 258 note 45 [Firmicus Maternus II, 11 ed. Kroll and Skutsch (Leipzig: Teubner, 1907), p. 53f.].
[55] Neugebauer, "The Rising Times," pp. 100-102, also HAMA, pp. 368f.
[56] Bounche-Leclercq, L’Astrologie greeque, p. 299-304, and sources on p. 299 note 1 and 216 note 3.
[57]O. Neugebauer and H.B. van Hoesen, Greek Horoscopes (Philadelphia: American Philosophical Society, 1959, p. 5f.
[58] Pingree. Yavanajataka II, p. 208.»
Подробнее о Рошберг
Для получения дополнительной информации о работе Рошберг, пожалуйста, ознакомьтесь с вступительным интервью, которое она дала U.C. Berkeley. (прим. перев.: по ссылке никакого интервью нет, возможно удалено или перемещено)
Ссылка на оригинал статьи: http://www.sevenstarsastrology.com/excerpt-pre-hellenistic-twelfth-parts/
|