Отрывок из неначавшейся дискуссии об астрологии и христианстве
Прочитал у вас на сайте (сайт православных старообрядцев-старопоморов) статью Андрея Щеглова "Промысел и закон звезд" http://www.staropomor.ru/Bogoslovie(4)/promysel.html
Как правило критика астрологии достаточно примитивна, но в данном случае видна попытка культуроведческо-религиоведческого экскурса. Поэтому читать было интересно.
Но и в данном случае автор показал недостаточное знакомство с предметом. Например с античной и средневековой метафизикой и космологией, с которой было согласно большинство св. отцов. Именно об этом в статье ни слова, тогда как это и есть основа классической астрологии.
Астрология сама по себе ничего не говорит ни о "влиянии звезд", ни о фатуме, и ни об отрицании Промысла Божиего. Астрология - это просто практическая метафизика и космология. Мир сотворен Богом из четырех стихий (огня, воды, воздуха, земли), непрерывно меняющееся сочетание которых и составляет весь подлунный мир во всех его телесно-вещественно-душевных проявлениях, не касаясь непосредственно духовного. Можно привести на эту тему множество цитат из св. отцов.
Как пример, преп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет: «Каждое тело состоит из четырех стихий. Тела же животных состоят из четырех влаг. Следует заметить, что четыре стихии - это земля - сухая и холодная, вода - холодная и влажная, воздух - влажный и теплый, огонь - теплый и сухой. Равным образом и четыре влаги, соответствующие четырем стихиям, - суть черная желчь, которая соответствует земле, так как она суха и холодна; слизь, соответствующая воде, ибо она - холодна и влажна; флегматическая влага, соответствующая воздуху, так как она влажная и теплая; желтая желчь, соответствующая огню, так как она теплая и сухая. Плоды образуются из стихий, влаги - из плодов, тела же животных - из влаг, на которые они разлагаются, так как все сложное разлагается на свои составные части».
Преп. Максим Исповедник в своей «Четвертой сотнице о любви» пишет: «Ибо как ему не удивляться, созерцая неприступную оную и преизумительную причину благости? Или как не придти в исступление, помышляя, как и откуда произошло словесное и умное естество, и четыре стихии, из коих тела, когда никакого вещества, предсуществовавшего их порождению, не было? Какая это сила оная, которая, подвигшись к действию, привела их в бытие? Но сыны Эллинов не приемлют сего, не ведая всемощной благости и живодейственной ее и ум превышающей премудрости и разума.»
Св. Григорий Нисский о том же: http://www.sedmitza.ru/lib/text/443096/
Ритм движения стихий задан Создателем, планеты же - это как стрелки часов, они движутся в общем ритме "часов" мироздания и только поэтому по их расположению можно судить о соотношении стихий в данный момент времени в данном месте планеты. Но это никак не мешает свободе воли человека и Промыслу Божиему.
Известно, что любое рожденное в этом мире существо или объект имеет заложенные в него Богом потенции развития. Из семени абрикоса вырастает только абрикос, из теленка - корова. Свои потенции (возможности, таланты, пределы развития) есть и у человека. У каждой вещи и существа присутствует набор характерных особенностей, определяющих внутреннюю логику развития, роста и реализации его потенциала. У каждого она уникальна, в рамках его вида. Это не судьба и не программа, это именно логика развития.
Есть ли в этом ограничение? Несомненно. В подлунном мире мы постоянно сталкиваемся с теми или иными ограничениями. Но это никак не мешает выбирать между добром и злом и преодолевать свои страсти.
Семь классических планет - семь принципов, функционирующих в любом сотворенном. Юпитер - принцип роста, расширения и развития; Сатурн - принцип концентрации, границы и структуры; Меркурий - принцип коммуникации и познания и т.д. Если в какой-то момент в мире был более проявлен какой-то из этих принципов, то и рожденное в этот момент реализует по жизни этот принцип. Как реализует, в каком итоговом качестве - это вопрос его свободной воли и Промысла. Господь может в любой момент повлиять, и ситуация изменится, поэтому в итоге на все воля Его.
В главе 2.3 автор приводит много цитат относительно осуждения православным учением всякого рода астрологии, "математики" и пр. Но на самом деле в приведенных цитатах фактически осуждается конкретное понимание астрологии - "звезды правят миром и судьбой человека". Это просто распространенное понимание и тогда, и сейчас (в т.ч. среди самих астрологов), только и всего. При этом, что характерно, нет никакого упоминания о вышеупомянутых основах астрологии. Древнерусские источники о них не знали? Но тогда о каком глубоком рассмотрении вопроса может идти речь?
В разное время астрологию использовали разные люди с разными взглядами. Автор некорректно автоматически переносит взгляды и представления тех народов и групп людей, кто в истории использовал астрологию, на саму астрологию. От того, что по языческим представлениям тех же греков, жизнь человека и мира определена фатумом, вовсе не следует, что фатум содержится в самой астрологии. Астрология - это просто инструмент, но в который каждый использующий привносит свои дополнительные представления, кроме базовых астрологических. Какие-то народы в истории поклонялись тварным звездам как богам или колдовали, используя для этого астрологические знания. Но к самой астрологии это отношения не имеет. Если астрологию используют оккультисты, то это вовсе не означает, что астрология - оккультная и магически-ритуальная наука. Никакого скрытого, тайного, магического знания она не содержит, только известные научные представления античности и средневековья. Астрология постепенно стала считаться в обыденном и научном сознании дисциплиной о сверхъестественных и таинственных силах лишь в эпоху Нового времени (17-18 вв.), когда астрологическим учениям было отказано в научности. Но до той поры доминирующие научные парадигмы были основаны на аристотелевской метафизике и птолемеевской модели устройства мира, и посему астрология как таковая не воспринималась как мистическое учение.
Что касается научности, то в истории в одно и то же время рядом сосуществовали разные картины мира. Например до 19 века в научной медицине господствовала упомянутая выше преп. Иоанном Дамаскиным концепция гуморов - человеческое тело состоит из четырех стихий, которые проявляются в теле в виде четырех жидкостей (гуморов). И медицина занималась вопросом гармонизации соотношения этих гуморов в теле, для восстановления здоровья человека. И эта медицина была успешна. Ее представителями были отцы-основатели научной медицины - Гиппократ, Гален, Авиценна и их последователи. И при наличии сейчас современной медицины, основанной на иных, материалистических, принципах и иной, материалистической, картине мира, гуморальная медицина успешна как и раньше, хотя и воспринимается скептически современными медиками.
Что касается предсказания будущего, то древние астрологических процедуры, направленные на предсказание, опирались на измерение изменения качеств всего, что движется и изменяется в подлунном мире. Древними астрологами и врачами сравнивались стартовые качественные состояния (соотношение стихий) объекта или живого существа (в том числе и человека, в его телесно-душевном измерении) с качественными значениями того же объекта или того же человека в избранный период времени. Если изменения качеств были значительными, астролог выносил суждение о переменах в натуре объекта или в натуре/темпераменте человека.
Так что для дивинации, гадания и прочего прорицания здесь просто не было места. Фактически выносился прогноз предположительного состояния изучаемого "объекта", исходя из "естественнаго хода вещей", т.е. исходя из внутренней логики реализации потенциала, заложенного при рождении/создании "объекта", и внешних условий. Но итог зависит от свободной воли и Промысла.
М.Медвидь, 2014 год
|